Osteria Gucci
рецензия

Osteria Gucci

22 марта 2018

Выход через сувенирную лавку

Я хорошо помню унылый, стерильный флорентийский музей Гуччи с таким же безликим «Gucci Cafe» кафе на Пьяцца делла Синьория. После беглого осмотра экспозиции там можно было съесть обычный панино, пасту или какое-нибудь пирожное, а самой креативной (в худшем смысле этого слова) позицией в меню были запечатанные в целлофан печенья в форме логотипа Гуччи. На вкус это было никак, а стоило дороже среднего, но основной контингент — русские и китайцы — все равно не унывал, снабжая себя сувенирами в виде брендированных пакетиков с сахаром для кофе.

Видимо, в какой-то момент в руководстве смекнули, что пора ставить это дело на поток. Музей и кафе закрылись на масштабную реконструкцию. Оттуда ничего не было слышно пару лет, и вот накануне январской «Pitti Uomo» стало известно об открытии нового пространства под названием «Gucci Garden». Под руководством молодого креативного директора Дома Алессандро Микеле экспозиция музея была пересмотрена и дополнена, появились бутик, книжная лавка и сувенирный магазин, а заняться кафе пригласили одного из самых знаменитых шефов мира — Массимо Боттуру (три звезды Michelin за его моденскую «Osteria Francescana»). Так и получилась одна из самых интересных коллабораций нового года — «Osteria Gucci».

 Я наслушалась страшных историй о том, что к ним не попасть и что запись якобы на месяцы вперед, и готовилась уж было наводить мосты любви, дружбы и коррупции с кем-то из персонала, однако, приехав во Флоренцию через неделю после шумного открытия, запросто попала на очень поздний обед без всяких заказов столов (хотя, конечно, рекомендую заказывать хотя бы дня за три-четыре, особенно на ужин).

Остерия оказалась значительно меньше, чем я себе представляла — около 50 посадочных мест. Попасть туда можно только через сувенирный магазин. Собственно, вся остерия — это узенькое пространство с одним единственным витринным окном, выкрашенное в цвет молодой зелени. На полу — белая плитка с гирляндами цветов, по одной стене — длинный темно-зеленый бархатный диван (они точно не в курсе, что в Москве это уже so last season), из-под кремовых скатертей виднеются массивные чугунные подстолья, а все оставшееся место занимают круглые столы и низкие бархатные стулья с ореховыми резными спинками. В роли декора — терракотовые панно со щитами — они сюда переехали из старого кафе. На столах кремовый фарфор Richard Ginori с бордовым цветочным узором, созданный специально для остерии (эту замечательную, но разорившуюся марку в 2013 году выкупила Gucci Group). Обстановка в целом уютная, но за столами — ни одного местного, и ощущения величия момента совершенно нет.

 Официатка приносит вопиюще-розовое меню с масонским глазом. Оно, конечно же, короткое — 20 позиций, включая десерты (это вам не московская купеческая избыточность!) и постоянно меняется. На первой странице написано: «Наша кухня сублимирует все, что мы видим. Мы исследуем и пробуем новое в наших поездках по миру. Наши глаза всегда открыты, и мы готовы удивить вас чем-то неожиданным. Открывайте новые орбиты вкуса вместе с нами». Пафосно, конечно, но очень по-итальянски.

Кстати, шеф в «Osteria Gucci» — вовсе не Боттура, как вы могли бы подумать, а его молодая ученица — мексиканка Кариме Лопес Кондо. Она стажировалась в Pujol в Мехико и двухзвездном Mugaritz, а потом вкалывала на одной кухне со своим будущим мужем — японцем Такой Кондо, вторым человеком в «Osteria Francescana». Она довольно бережно обращается со стилем Боттуры. Даже когда пробуешь ее мексиканские блюда, например, тостаду с севиче (тончайшая галета из вареной кукурузы, упаренной в пасту, поджаренная в масле с кубиками маринованной в масле и соке лайма скумбрии, плюс чипотле, авокадо и порошок гибискуса), — сразу узнается знаменитая боттуровская деконструированная лазанья из «Франческаны» (https://www.youtube.com/watch?v=pl2PvQCw7cY).

Нашлось в меню место и любимому блюду Таки Кондо — паровой булочке с начинкой из свиной грудинки, приготовленной в вакууме в соусе мисо. В сочетании с зеленым яблоком и красной капустой в маринаде из малинового уксуса и юзу, кориандром и острым перцем это дает неожиданный вкус. Возможно, это самая вкусная паровая булочка со свининой, что я пробовала. Правда, за 15 евро, но самая вкусная. Но за 15 евро. Но самая вкусная.

Боттура известен как страшный патриот своего родного региона — Эмилии-Романьи, поэтому часть ингредиентов — эмилья-романские специалитеты: прошутто, колбаса котекино, бальзамический уксус, выдержанный пармезан. Из соленой, липковатой от коллагена котекино, например, сделана котлетка для чудесного бургера «Эмилия» в фотогеничной розовой коробке, а в качестве дополнения используются сальса верде и майонез на основе моденского уксуса. Тридцатимесячный пармезан составляет основу соуса для тортеллини с начинкой из прошутто — это уж совсем реплика из «франческанского» меню, здесь специально уточняют, что без сливок и масла. Равиоли хорошие, но, как бы это сказать… не поразительные.

Напоследок заказываю десерт «Charley Marley»: печенье из фундука, шоколадное мороженое, крем из орехов, какао-бобы и l’aria di mascarpone all’arancia — «воздух из маскарпоне с ароматом апельсина». Если бы не «воздух» — говорить бы, наверное, было вообще не о чем, а так — ну да, игра текстур, но от заведения, за которым присматривает трехзвездный шеф, ожидаешь большего.

В винную карту я заглянула мельком (мы сами остановились на двух бокалах «Франчакорты» по 9 евро за бокал), и ее содержание было весьма предсказуемо: примерно 150 позиций, среди них самые популярные вина Италии, начиная от базовых пино гриджо, соаве, кьянти классико по 25–30 евро и кончая всем известной супертосканой, бароло и брунелло. Плюс немного французского шампанского и почему-то вдруг, внезапным сычом, словенская мальвазия истриана.

Меня поход в «Osteria Gucci» скорее разочаровал, чем вдохновил. Все вроде вкусно и совсем не так уж и дорого, вроде бы даже и остроумно, но не то чтобы прямо в яблочко. За стеклянной стеной — сувенирный магазин со всяким барахлом made in China, так что пока приканчиваешь бургер, наблюдаешь, как бесконечные японцы, китайцы и наши соотечественники метут все эти карандаши, блокноты, брелочки, свечки, фарфоровые тарелочки, стеклянные пресс-папье и холщовые сумки по каким-то безумным ценам.

Сервис прекрасный, но нет ни капли того самого знаменитого тосканского радушия: шеф-повар не выйдет в зал поболтать с гостями, а с персоналом не завяжешь неспешного разговора. Ощущение, что ты в бутике и официант сейчас унесет кофейную чашку и начнет метать из-под фартука сумки из последней коллекции.

У Бэнкси (и о Бэнкси) был такой знаменитый фильм «Выход через сувенирную лавку». Сюжет пересказывать не буду, но речь там, если грубо обобщать, идет о настоящем искусстве и псевдоискусстве. О том, что рецепт обогащения на самом деле прост: нужно взять старые прекрасные творческие идеи (или, скажем так, украсть), немножко их перекроить, приправить энергичным маркетингом — и можно толкать в массы под видом великого искусства. Мне кажется, «Osteria Gucci» — как раз из этой категории. В книжном магазине по соседству с сувенирным отделом продается книга Массимо Боттуры «Never Trust a Skinny Italian Chef». Название забавное, особенно если учесть, что сам Боттура комплекцией довольно дохл. Остальные выводы делайте сами.

рецензия