Zagat
7 марта 2018

Sudden Death

Пока мы тут возмущались, как бездарно выступил гид Gault&Millau в России, гастрономический мир посетила по-настоящему серьезная новость: Google продает рейтинг «Zagat» небольшому гиду «The Infatuation». Для индустрии это может стать интересным прецедентом. Причём, очень тревожным.

Zagat был создан Ниной и Тимом Загат в 1979 году. Началось все с Нью-Йорка, а через тридцать лет гид печатался уже в 70-ти городах и представлял собой классический ресторанный гид со своим пулом рецензентов, системой оценки и прочими милыми бумажными вещами. Его, наверное, благополучно издавали бы еще лет тридцать, но в 2011 году «Google» приобрёл «Zagat» за 151 миллион долларов. Все страшно обрадовались. «Сейчас с деньгами Google мы вынесем ресторанные рейтинги на другую орбиту» -закричали радостно владельцы айфонов. 

Вот только события после «сделки века» развивались совсем не так стремительно, как того все ожидали. Первым делом, сократили количество городов, потом Google принялся интегрировать залежи информации Zagat в Google Maps, пытаясь смешивать их с собственными отзывами. Потом был предпринят ряд еще более неуклюжих действий. Ну, а потом, начали увольнять коренных сотрудников. В итоге довели уважаемый (когда-то) гид до цугундера. В 2016 году проскочила новость про обновление приложения Zagat, с мягко говоря, неочевидными функциями. Если пять лет по меркам ресторанного гида можно и не заметить, то по меркам IT-компаний - за это время можно взлететь и рухнуть.

Что собственно с Zagat и произошло. Yelp, Foursquare, Tripadviser - размыли поляну, а идея идти от контента (ну кто читает эти рецензии?) к сервису благополучно провалилась. Если зайти и посмотреть сайт The Infatuation, покопаться там минут двадцать, то любому профессионалу станет понятно, что для Zagat просто подобрали могилу.

К сожалению, молох интернета обошелся с большинством ресторанных гидов весьма сурово: кто-то попытался стать сервисом, востребованность которых была далеко не всегда очевидна. Многие просто не смогли понять с какой скоростью интернет выкинет их из и без того узкого рынка, а на фоне таких гигантов как Zomato (капитализация полтора миллиарда долларов), издавать какой-нибудь одинокий бумажный Pudlo стало просто бессмысленно.

Скорее всего, самому авторитетному гиду в мире Мишлен не скоро придет конец. Хитрость в том, что ведь он и так работает практически как сервис. Просто ставит оценки на основании анонимного пула инспекторов и никогда никому ничего не объясняет. Про ресторан написан один абзац, и никто от этого не страдает. Памятен ответ одного из руководителей Мишлен, зарвавшемуся повару, который называл звезды своими. Ему быстро объяснили, что звезды принадлежат компании Мишлен, а ему бы лучше пересмотреть свое поведение. Иными словами, кто будет выпендриваться и задавать много вопросов - вылетит из гида.

Основное, что не смогли понять айтишники -  любой ресторанный гид подразумевает под собой мнение. А это всегда - хорошо написанный текст. По делу и без графомании. Все попытки заменить профессиональных райтеров на безликий UGC (User Generated Content) только приводили к созданию бесконечных помоек мнений a-la Tripadviser, рыться в которых приличный человек не будет. Гастрономия и желание есть «не так как все» - это, поверьте, тоже редкий дар. Много у вас знакомых гурманов? То-то же. Но именно за них гидам и рейтингам придется бороться в итоге.

рецензия