foodtech#1

foodtech#1

16 декабря 2016

Андрей Подшибякин про половину удовольствия

Иллюстрация: Екатерина Матвеева

После того как мы привлекли ваше внимание шашлыком, бандосами и бухлом, настало время поговорить о серьезных вещах — технологиях, связанных с едой, во всем их многообразии: от рекомендательных приложений до сервисов доставки. Добро пожаловать в постчеловеческое будущее foodtech!

Приложение по рекомендации еды Borsch копается в фотографиях моего айфона, выбирает недавний снимок с сырым стейком и хвостом лобстера и говорит: «It’s… ANTIPASTO!» Прости, «Борщ», но не совсем. Поправить приложение нельзя; удовлетворившись своим выбором, оно советует «места для фанатов antipasto», среди которых модное заведение «Birch» (ну, допустим), несколько корейских барбекю (в среднем приличных, но вообще не о том) и почему-то гетто-фаворит «Gus’s World Famous Fried Chicken» (говно). 

Ладно, с идентификацией лобстера по фотографии не задалось. Локальные рекомендации по категории «суши» через запятую включают в себя единственный несетевой ресторан Нобу Мацухисы — собственно, «Matsuhisa» (важная гастрономическая достопримечательность Лос-Анджелеса с чеком от трехсот долларов на человека), очень хорошее заведение из Литтл-Токио «Sushi Enya», адскую якиторию «Noshi» и магазин с дешевыми роллами навынос «School Food Enterprises». Все это находится друг от друга на расстоянии пары десятков километров и не имеет между собой ничего общего, кроме наличия сырой рыбы в меню.

Разговор с рекомендательным приложением Luka оказывается еще короче. «Лука, порекомендуй ресторан в Лос-Анджелесе». «Отличный ресторан в Сан-Франциско…» «Нет, именно в Лос-Анджелесе». «Вам нужен ресторан в Лос-Анджелесе? Отлично!» На этом Luka беседу закончила.

Не то чтобы с, так сказать, менее инновационными рекомендательными приложениями про еду дела обстояли сильно лучше. Сервис Burrp («Отрыжка») работает примерно так же, как называется. Чат-бот Quinto говорит какие-то глупости и, кажется, использует для этого базу данных Yelp. И так далее, и тому подобное — в процессе пользования всем этим возникает ощущение, что общаешься с роботом, имеющим довольно смутное представление о том, что такое человеческая еда в целом и человеческий ресторан в частности. Хотя почему «ощущение»? Это так и есть.

По этому поводу есть соблазн выступить в жанре восторженных стартаперских медиа: дескать, foodtech пробует, ошибается и ждет своего «Убера», с приходом которого случится неизбежный дизрапт и процесс выбора ресторана никогда не будет прежним.

Сделать это мешает одна тонкость. По обывательскому представлению, успешные стартапы решают проблемы, которые до них некому было решить. По стартаперским мантрам, успешные стартапы решают проблемы, о наличии которых раньше вообще никто не догадывался. Доля правды есть и в первом, и во втором утверждении, но рекомендательные стартапы про еду наперегонки решают проблему, которой нет — и даже за нее берутся не с той стороны.

Дело в том, что большинство ресторанов (и в Москве, и в Лос-Анджелесе, и во втором лучшем городе планеты Ростове-на-Дону) — в лучшем случае напрасная трата времени, а в худшем — чудовищная дрянь.

Выбирать из них лучшее при помощи нейросетей, пользовательских рекомендаций, волшебных алгоритмов искусственного интеллекта — это процесс, описываемый южным выражением «собирать с говна сметану». Стартап, собирающий худшие рестораны, вычеркивающий их из списка и позволяющий выбирать из оставшегося еще мог бы, наверное, работать, но такой стартап уже есть, называется «Ревизорро» и приводит к тому, что в соцсетях больше обсуждают психопатов-управляющих, а также размер и цвет бегающих по кухням тараканов, чем собственно еду.

Читатели в таких случаях обычно спрашивают: «И что теперь делать?» Это хороший вопрос — особенно с учетом последних скандалов вокруг ресторанной критики в России и некоторой усталостью от этой самой критики не в России (см. гигантский материал в «Нью-Йоркере», начинающийся как шпионский триллер, но на середине переходящий непосредственно в нытье).

Ответа на него нет — точнее, он индивидуальный для каждого. Кто-то ходит и будет ходить на шефа. Кто-то ходит и будет ходить на пивас, крылья и футбол по телевизору. Кто-то ходит и будет ходить туда, куда ходит Ким Кардашьян (в Лос-Анджелесе это, кстати, хоть и стыдноватая, но неплохая тактика — ее последний фаворит «CATCH» и правда отличное место). У меня плохие новости: никакие роботы и стартаперы этого изменить не смогут. Прости, «Борщ».

Находясь в незнакомом городе (или в знакомом, но с бурной гастрономической жизнью, как в Лондоне или Нью-Йорке), можно проделать следующее упражнение. Берется любой жирный глянец с гастрономической секцией, вроде «Conde Nast Traveller». Следом берется максимально хипстерский локальный гастро-блог, вроде firstwefeast.com. Дальше нужно найти рестораны, о которых пишут и там, и там — и сходить на разведку. По такой схеме автор этих строк нашел абсолютно разрывной берлинский «Lokal» с рагу из голубей, лучший винный бар на американском юге «Bacchanal» в Новом Орлеане и множество других гениальных мест. Это требует времени и часто заканчивается провальными вылазками, но в этом и есть половина удовольствия. Не разрешайте роботам и стартаперам себя его лишать.